ПОКОРЕНИЕ ДОНА

ПОКОРЕНИЕ ДОНА
- в первой половине XVI в. на Дону образовалось самостоятельное речное государство, Эта христианская казачья республика на недавних землях павшей Золотой Орды основана Азовскими и Белгородскими Казаками, а потом она массово пополнялась их единоплеменниками Казаками с окраин Московии и В. княжества Литовского, возвращающимися из полуторавековой невольной эмиграции. К концу XVI в. она уже выросла в мощное военное и полностью суверенное политическое общество, готовое померяться силами с турецким султаном и державшее в страхе его степных вассалов. С христианской же Москвою Донские Казаки установили отношения взаимной поддержки. Такое положение удовлетворяло население Донской Земля, Московским же царям было не по душе. Им приходилось с ним мириться, но в их глазах Донские Казаки оставались только «своевольными людьми», не пожелавшими остаться под высокой рукой христианского государя. Сто лет до своего исхода на Дон казачьи станицы, выполняли пограничную сторожевую службу; они стали в Московии значительным фактором не только военным или экономическим, но и социальным. Теперь массовый уход Казаков нарушал привычный строй в стране, но задержать их силою не всегда было возможно. Они возвращались домой на свою историческую землю и становились там желанными членами возрождающегося народа. Поэтому то и установилось, как закон, правило «с Дону выдачи нет!» Ряд причин заставлял московское правительство считаться даже с таким неприятным обстоятельством. Приходилось поневоле примириться с существованием этих самостоятельных союзников - «федератов», признать их права и обычаи, льстить их самолюбию, называя Великим Войском, принимать их послов с честию наравне с другими иностранцами и даже высылать им более или менее регулярно дары - «жалование». А за такие блага военная республика препятствовала Татарам нападать на южные окраины Московии. Договорные союзные отношения нарушил царь Борис Годунов, а по его почину и сами Казаки. Они приняли деятельное участие в его низложении, поддерживали двух самозванных царевичей и, наконец, оказали существенное давление на Земский Собор при выборах царя Михаила Федоровича. По существу все это было участием в интервенции, вооруженное вмешательство в дела соседнего государства, ослабленного Междуцарствием и Смутой, служение собственным казачьим интересам. Царь Михаил Федорович продолжал ту же политику лояльности по отношению к донской республике, но однажды сделал неудачную попытку принудить ее к покорности при помощи духовно-религиозных влияний Русской Церкви: на Дон пошли упреки патриарха Филарета, его угрозы отлучить Казаков от Церкви за непослушание. В ответ на это, через два-три десятилетия, на Дону возникло стремление освободиться от духовного давления Москвы, путем обособления в старообрядчество, религиозные формы упраздненные патриархом Никоном. Большинство Казаков не приняло его церковные реформы. Протест против них частично проя­вился в движении Разина. «Раскольниками» на Дону стали не только рядовые массы, но и Войсковые атаманы, как выборные, Самуил Лаврентьев и Илья Зерщиков, так и назначенный Даниил Ефремов При этом «Распространение раскола среди представителей казачьей верхушки отражало ее стремление к сохранению старых церковных и политических порядков на Дону» (А. П. Пронштейн. Земля Донская в XVIII в. Ростов н/Д. 1961). Из тех же источников пошло и восстание Разина. Но так же как участие Казаков в Смуте, последнее было вмешательством во внутренние дела Московии, а потому носило оттенки социальные и не нашло поддержки во влиятельных общественных кругах Великого Войска Донского. Во всяком случае. Дон был ослаблен разногласиями, позволил сторонникам Москвы схватить и выдать Разина, не считаясь с древним обыкновением убежища, а в 1671 г., скрепя сердце, при­нужден был подчиниться требованиям царя и сложил ему присягу. После этого Донская Земля еще сохраняла значительные автономные права, но уже не могла вести суверенную внешнюю политику и непосредственно сноситься с Поляками, Немцами и Турками. Однако это ограничение часто нарушалось атаманами. Так, самостоятельные дипломатические сношения с Азовом и Крымом возобновлялись неоднократно до 1715 г. К началу восемнадцатого века казачье Подонье было окружено московской оборонительной линией от Астрахани до Бахмута; за­нимая Азов и построив Таганрог, Россия замкнула полное окружение. Мало считавшийся со средствами и деятельный, император Петр I постановил закончить П. Д. В 1708 г., он преодолел отчаянное сопротивление Казаков под атаманом Булавиным, принудил их сложить оружие, зверски расправился с участниками восстания, отменял право выбирать атаманов и решать дела всенародным собранием Кругов и в 1721 г. передал управление казачьими делами из Посольского Приказа в Военную Коллегию. Окроенные со всех сторон и потерявшие миллион гектаров, земли Казачьего Присуда вошли в расширившиеся границы Российской империи. Дон был завоеван, но полностью не покорился. Было еще участие в восстании Е. И Пу гачева (1773-74), была попытка вооруженного восстания в гг. 1792-94:, было пассивное сопротивление атаманов С. Ефремова, А. К. Денисова, А. В. Иловайского, было громкое дело Грузиновых и т. д. Не помогло дружное наступление на казачью душу всех военных, гражданских и научных кругов России. Им всем сообща удалось внести в казачьи понятия много ложных представлений, но искоренить у Казаков память об особенных исторических правах, искоренить сознание обособленности, не удалось. Поэтому после революции 1917 г. возродились Круги, провозглашена независимость, которая два года оборонялась в кровавой борьбе от новой русской власти Советов. В 1920 г. Дон был снова завоеван, но в какой мере покорен, пока неизвестно.

Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. . 1966-1970.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ПОКОРЕНИЕ ДОНА" в других словарях:

  • РАЗИН Степан — Тимофеевич (дон.) казачий атаман; родился ок. 1632 г. в станице Зиская, теперь Пугачевская); с мовейской (после Потемкин, юных лет отличался сметливостью, мудростью суждения и смелостью. В молодости Р. совершил два паломничества в Соловецкий… …   Казачий словарь-справочник

  • БУЛАВИН Кондратий — Афанасьевич (дон.) род. 6 июня 1671 года, городка Трехизбянского на Донце; Донской атаман и борец за казачью независимость. Первые туманные сведения о Б не дает русская историческая литература, сообщая, будто бы он в 1696 г., штурмуя Азов с… …   Казачий словарь-справочник

  • БРОНЕВСЬКИЙ — Владислав петербургский чиновник и автор книги История Донского Войска (С.Петербург, 1834 г.). В своей исторической работе разрешил проблему древности казачьего народа, разрубив казачьи поколения на Казаков татарских, исчезнувших, вдруг, без… …   Казачий словарь-справочник

  • Евдокимов, Николай Семёнович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Евдокимов. Николай Семёнович Евдокимов Николай Евдокимов, 1950 год Дата рождения …   Википедия

  • Норвежская антарктическая экспедиция (1910—1912) — Третье плавание «Фрама» «Фрам» в Антарктике …   Википедия

  • Феодор Иоаннович — (род. 31 мая 1557 г., † 7 января 1598 г.) сын царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его, Анастасии Романовны Захарьиной Юрьевой; царь Московский и всея Руси с 19 марта 1584 г. и последний представитель Московских великих князей… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Амундсен, Руаль — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Амундсен. Руаль Амундсен Roald Amundsen …   Википедия

  • Россия — ист. обозначение терр., где проживает преим. русскоязычное нас. Исходное ист. ядро Р. области расселения вост. славян. Совр. терр. Р. охватывает значит. часть Вост. Европы (от Калининградской обл. на З. до Ледовитого океана на С. и Предкавказья… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • ДОНСКИЕ КАЗАКИ — одна из ветвей Казачьего народа, народ славянской речи, живущий на берегах реки Дона и его притоков; Д. К. всегда составляли особое политическое общество, возникшее из остатков донских и приазовских племенных образований. Далекие предки Д.… …   Казачий словарь-справочник


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»