СКОВОРОДА это:

СКОВОРОДА
Григорий Саввич - родился весной 1722 г. в семье Казака-хлебороба из местечка Чернухи, Лохвицкого уезда, Полтавской губ.; поэт и религиозный философ. Местной дьячок обучил его грамоте, а на семнадцатом году отец послал его учиться в Киевскую академию. После двух лет обучения его отправили в Петербург, певчим придворного хора, который организовал Алексей Разумовский. В 1744 г. С. получил разрешение возвратиться в академию со званием «придворного уставщика». Здесь он оставался еще четыре года и хотя не закончил ее высших классов, все же основательно изучил философию и языки греческий, латинский и немецкий. Благодаря этим знаниям и придворному званию, он попал в штаты миссии полковника Вишневского, который ехал в Венгрию по делам императорского двора. Трехлетнее пребывание за границей дало ему возможность побывать в Вене, Будапеште и в некоторых городах Словакии. Там он ознакомился с религиозными и социальными идеями, господствовавшими на Западе. Его выводы оказались не в пользу этих идей и он возвратился домой «по образу пешего хождения». В 1753 г. образованный и просвещенный путешествиями философ получил предложение преподавать поэтику и Переяславской семинарии. В связи с этим он написал «Руководство о поэзии», где защищал новую по тому времени теорию тонического стихосложения. Однако, вскоре он не поладил с консервативным ректором-схоластиком, покинул семинарию и около пяти лет был воспитателем сына у богатого и гордого помещика Томары. От 1759 г. С. преподавал в Харьковской коллегии поэтику, синтаксис и греческий язык. Но и здесь он оказался чуждым по духу для всех преподавателей и начальства. Не прощали ему его вегетарианства, т.к. он не ел ни мяса ни рыбы, ничего, в чем чувствовал дыхание жизни; не прощали ему его убеждения, что настоящее монашество не в рясе и монастырских стенах, а в истинном бескорыстии, полном самоотречении в поисках славы Божией и пренебрежении славой людской; не прощали ему утверждения, что сущность христианского учения заключается не в обрядах, а в праведной жизни и в любви к ближним. Его даже обвиняли в еретических уклонениях от православных догматов. В 1766 г. ему поручили преподавать «добронравие», новый предмет, введенный в программу по наказу Екатерины II. С. написал пособие для студентов: «Начальная дверь к христианскому добронравию для молодого шляхетства Харьковской губернии». Взгляды, высказанные в нем, вызвали целую бурю в руководящих кругах преподавателей и ему пришлось навсегда оставить педагогическую деятельность. С этого времени С. повел жизнь странствующего праведника. Он кочевал с места на место в губерниях Полтавской, Харьковской, Воронежской, Курской и Орловской, где имел многих друзей, почитателей его мудрости и учености. Подолгу проживал у знакомых помещиков, да и Казаки-селяне любили его посещения, т.к. сложилось поверие, что «старец» приносит в дом счастье и успехи. Все его имущество при этом заключалось в том, что было на нем да в мешке за спиной, где лежала Библия и флейта. С. переходил от слободы к слободе, от имения к имению, сочинял стихи, песни и музыку к ним, а задержавшись дольше у состоятельных знакомых, писал философские трактаты. Пережитый им религиозный экстаз уверил его в правильности избранного пути служения Богу: «Мгновенно, - описывал он, - излияние некое сладчайшее наполнило душу мою, от которого вся внутренняя моя возгорелась огнем и казалось, что в жилах моих пламенное течение кругообращалось». «Весь мир исчез передо мною; одно чувство любви, благонадежности, спокойствия, вечности оживляло существование мое». «Я проник в себя, ощутив аки сыновнее любви уверение, и с того часа посвятил себя на сыновнее повиновение Духу Божию». С. умер на 73-м году жизни у помещика Ковалевского в имении Пан-Ивановка, между Харьковом и Белгородом, 29 октября 1794 года. С. был казачьим поэтом и религиозным философом. Он руководствовался учением Христа, не желая принимать блага, которые ему сулила жизнь, а предпочитал жить, по завету Спасителя, «как птицы небесные», в бедности, ближе к природе при полной свободе духа и независимости мысли. Его житейская философия на сто лет предупредила миросозерцание Л.Н. Толстого, который все же не сумел сочетать его с личной жизнью, как это сделал казачий мудрец. Философские трактаты и стихи С. писал: на языке, принятом в киевских и харьковских научных кругах так же, как в частной жизни большинства казачьей шляхты-. В строках его творений еще много оборотов Литовского Статута и остатков словарного запаса из Лексикона Памвы Беринды. При жизни Григория Саввича С-ды ни одна вещь, им написанная, не попала в печать. Часть из них увидела свет много позднее. Только в сотую годовщину его смерти Харьковское Общество Любителей Российского слова издало почти полное собрание его произведений (по данным брошюры А. Котович, Григорий Саввич Сковорода, Нью-Йорк, 1955).

Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. . 1966-1970.

Синонимы:

Смотреть что такое "СКОВОРОДА" в других словарях:

  • СКОВОРОДА —         Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губ., 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.], укр. философ, поэт, педагог. Учился в КиевоМогилянской академии. С 1759 ок. 10 лет преподавал… …   Философская энциклопедия

  • СКОВОРОДА — или сковородка жен. сковрада церк. (см. сквара), кухонная посуда, для жарения, пряжения; железная и чугунная тарелка. Долгая сковорода, противень; глиняная, латка, ладка; соловарная, черен; без закрайков, гладкая, на печенье: лист. Сковородушка… …   Толковый словарь Даля

  • сковорода — укр. сковорода, др. русск. сковорода, ст. слав. сковрада ἐσχάρα, τήγανον (Супр.), др. чеш. skravada, skrovada (*skovrada), польск. skowroda, в. луж. škorodej, н. луж. škorodej, škorodwej, род. п. škorodwe. Праслав. *skovorda, *skovordy, ъvе.… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • сковорода — сущ., кол во синонимов: 14 • вок (1) • кеци (1) • латка (6) • паэлья …   Словарь синонимов

  • сковорода́ — сковорода, ы, у; мн. сковороды, сковород, сковородам[не сковород, сковородам] …   Русское словесное ударение

  • СКОВОРОДА — СКОВОРОДА, сковороды, мн. сковороды, сковород, сковородам, жен. 1. Кухонная посуда для жаренья в виде круглого, вылитого из чугуна или толстого железа листа с загнутыми краями. 2. Чугунный сосуд для выпуска отходов из плавильной печи (тех.). 3.… …   Толковый словарь Ушакова

  • СКОВОРОДА — СКОВОРОДА, ы, вин. сковороду и (устар.) сковороду, мн. сковороды, сковород, сковородам, жен. и (разг.) СКОВОРОДКА, и, жен. Мелкая, с загнутыми краями, круглая металлическая посуда для жаренья. Жарить на сковороде. Как на раскалённой сковороде… …   Толковый словарь Ожегова

  • сковорода — Сковорода, склонение этого слова, имеющего ударение на последнем слоге, может вызвать трудности. И в самом деле: вижу сковороду/ (не ско/вороду), но во множественном числе мы говорим: три ско/вороды (не на последнем слоге) и трем сковорода/м (не… …   Словарь ошибок русского языка

  • сковорода — СКОВОРОДА, ы, вин. сковороду и сковороду, мн сковороды, сковород, сковородам, ж Предмет посуды, представляющий собой вместилище из металла с широким дном, невысокими стенками, длинной ручкой, предназначенный для жаренья пищи. Касьяшкам муки… …   Толковый словарь русских существительных

  • СКОВОРОДА — посуда с низким бортом (боковой поверхностью), предназначенная для жарения, запекания и тушения пищи. В домашних условиях применяются сковороды самых разнообразных форм и размеров. Наиболее распространены сковороды круглые мелкие и глубокие, со… …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • СКОВОРОДА — Григорий Саввич (1722 1794), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70 х гг. вел жизнь странствующего нищего философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика… …   Современная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «СКОВОРОДА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»