ШТОЕКЛЬ это:

ШТОЕКЛЬ
Гюнтер — автор немецкой книги "Происхождение Казачества" (Gunter Stokl, Die Entstehung des Kosakentums, Munchen 1953). Основная идея этого сочинения мало отличается от русско - украинской "беглохолопской" версии. Те же "колонизационные устремления", те же русские и украинские бегуны в Дикое Поле, скрывающиеся с насиженных мест внутри страны для того, чтобы жить с военной добычи и охранять от Татар то самое государство, которое они оставили из-за угнетений, нужды и безнадежности. Эту точку зрения на "происхождение" казачьих общин Ш. и пробует обосновать в своей книге. Но использовав весьма ограничен­ное количество первоисточников, он заменяет их многословным изобилием своих собственных и чужих соображений. Версии Броневского и Грушевского он расширил с немецкой аккуратностью, но его выводы так же далеки от истины и мало убедительны. Ограничившись источниками не более древними, чем русские летописи и Кодекс Куманикус (XIII в.), он прошел без внимания указания восточных географов и достижения археологии. Дух кочевого Востока остался для него неведом, а со славянским языком летописей он тоже не проявил основательного знакомства. Идя по следам историков, ставивших себе иные цели, чем выяснение истины, он говорит о Казаках Татарских, как о группах этнически обособленных от других Казаков. Казаки Татарские (Ордынские), Литовские, Русские, действительно встречаются в дипломатических актах, но это не значит, что они отличались друг от друга больше чем, например, Немцы Германские отличаются от немцев Австрийских, Немцев Русских или Польских. До своей полной ассимиляции в чужой среде Казаки оставались Казаками, а Немцы оставались Немцами. Ш. упускает также из виду, что колонизация опасных земель за пограничной чертой всюду была связана с первоначальным завоеванием их вооруженной силой. Только после этого они заселялись завоевателями под военной охраной. Возвращение же Казаков на свои старожитные земли мало отличалось от передвижений, уходов и возвращений кочевых народов. А оборона границ при помощи чужих сил известна истории от античных времен. Рим и Византия пользовались помощью "федератов" (см.), которые привлекались из кочевавших поблизости иноплеменников, знавших пограничье лучше коренного населения страны. Что же касается смущающего многих историков однообразия в речи Русских, Украинцев и Казаков, то автору "Про­исхождения Казачества" следовало бы уделить внимание и тем процесса, которые происходили в границах его собственной родины: кельтские племена Швейцарии, Славяне-Венеды из Шпрееланд, Литовцы-Пруссы и Мазуры из Восточной Пруссии, не будучи Германцами, к нашему времени никаким другим языком, кроме немецкого, не пользовались.

Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. . 1966-1970.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»