САРЫ-АЗМАН это:

САРЫ-АЗМАН
- название казачьего племени, возвратившегося на Дон с московских окраин ок. 1549 г. В этом году нагайский князь Юсуф жаловался Ивану Грозному: «Холопи твои, нЬхто Сары Азман словет, на Дону в трех и четырех мЪстех городы послали... да наших послов... и людей стерегут да разбивают». А царь на это отвечал: «А что еси писал, наши холопи Сары Азман ваших гостей побили, и те наши холопи в нашей землЪ много лиха учинили и мы их просто вегтЬ ... убЪжали в поле» Существует также мнение, что С. А. имя казачьего вождя, недавнего царского холопа (подданного, слуги). Так думали Н.М. Карамзин и Н.Д. Сухоруков. Но из приведенных выше отрывков с неоспоримой очевидностью следует, что речь в актах идет не об одном каком-нибудь атамане, а о крупной группе Казаков, которые «городы поделали... людей стерегут да разбивают»; или, как в другой грамоте: наши холопи Сары Азман... лихо учинили... убЬжали в Поле». Для нашего времени неопределенно выглядит только сочетание: «Нехто Сары Азман словет.., городы поделали». Но в русских летописях тоже встречаются случаи, когда племенные прозвища не согласуются с глаголами-сказуемыми. Например, в Ипатьевской летописи о нескольких степных племенах казачьих предков говорится: «Черный Клобоук нами лестить, а не можем «стати противу им» или в другом месте: «Черный же Клобук весь (ед.), съ въ купившеся, ехаша (мн.) по них». У Казаков-Некрасовцев до сих пор сохраняется значение множественности для имен существительных собирательных, а потому у них единственное число подлежащего часто согласуется со множественным числом сказуемого: «бригада поехали», «турецкий ташамент (отряд войска) рассыпались кто куда» (М.А. Полторацкая). Таким образом, грамота Ивана Грозного совершенно отчетливо говорит о крупной племенной группе Казаков, недавно порвавших служебные отношения с московским царем. Перевод татарской грамоты Юсуфа говорит о том же и не должен вызывать сомнений, т.к. находит свое оправдание в древних формах летописной речи. А к тому же имя Азы (Асы, Ясы) и производное от него - Азман не было новым на Донце и на Дону. Оно известно и по старой топонимике в сочетаниях Аскоал (теперь Оскол), Акас (тюрк. - Белый Ас), название старого города вблизи Донецкого устья, а также и в современной: Азов, Азовское море. Возвратившись на Дон, племя С. А. послужило основным ядром населения образовавшейся там вскоре казачьей республики.

Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. . 1966-1970.

Смотреть что такое "САРЫ-АЗМАН" в других словарях:

  • ДОНСКИЕ КАЗАКИ — одна из ветвей Казачьего народа, народ славянской речи, живущий на берегах реки Дона и его притоков; Д. К. всегда составляли особое политическое общество, возникшее из остатков донских и приазовских племенных образований. Далекие предки Д.… …   Казачий словарь-справочник

  • АЗОВСКИЕ КАЗАКИ — древние жители Приазовья и Нижнего Дона. Первое известие о них относится к 10 в., когда Персидская география Гудуд ал Алэм отметила Землю Касак между Азовским морем и Кубанью. По русским летописям, княживший там тогда же. Мстислыв Томаторканский… …   Казачий словарь-справочник

  • Казаки — У этого термина существуют и другие значения, см. Казаки (значения). Первый Георгиевский кавалер Великой войны [1] донс …   Википедия

  • АСЫ-АЛАНЫ — народ завоевателей, покоривший к концу первого века по Р. Хр. почти все племена и народы бывшей Азиатской Скифии. От А. А. сохранилось множество исторических и археологических памятников. Известно, что они пришли на Дон и на берега Азовского моря …   Казачий словарь-справочник

  • ПРОТЕСТЫ С. В БОЛДЫРЕВА — Составитель и издатель Казачьих Исторических календарей, донской полковник и кавалер ордена св. Георгия, всегда резонно возмущался тем, что Казаков лишают права называться народностью. Но ввиду того, что при его жизни родовые корни нашего народа… …   Казачий словарь-справочник


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»