- СУРИКОВ
- Василий Иванович (енис.) - родился 12 января 1848 г. в г. Красноярске; гениальный исторический живописец. Его предками были ранние выходцы с Дона, пришедшие в Сибирь с отрядом Ермака Тимофеевича. Суриковы вспоминаются в числе основателей Красноярского городка, а Илья и Петр С-вы СУРИКОВ как участники в борьбе за сохранение в нем казачьего общественного строя, выразившейся в бунте против произвола царских воевод Мирона Башковского и Семена Дурново. Не менее известны от старых времен и казачьи предки матери С-ва Прасковьи Федоровны ур. Торгошиной. Рос С. в небогатой, но культурной семье. Его отец и два дяди были офицерами; в их доме нередки были серьезные книги и столичные журналы. Слышал от них молодой С. и о казачьем прошлом, а всю жизнь Сибирских Казаков имел возможность наблюдать сам в непосредственной близости. Духовная связь с нею сохранилась в нем навсегда. Отец художника умер, когда ему было только 11 лет. Началось время малой материальной обеспеченности. Из-за нужды он не смог окончить даже полного курса местной прогимназии. Надо было помогать семье и он поступил на должность мелкого чиновника в Енисейское губернское правление. Здесь молодого С-ва узнали как художника-самородка. Его рисунки находили в папках деловых бумаг. Обнаружив их случайно, губернатор Замятин пришел от них в восхищение и тотчас же переслал их образцы в Петербургскую Академию Художеств. Оттуда пришел ответ, что С. несомненно обладает талантом, и что ему следовало бы учиться живописи. Но для этого нужны были деньги, а их едва хватало и на жизнь. Помог делу сибирский золотопромышленник и меценат Кузнецов. Он снабдил ССУРИКОВва необходимыми средствами для учения и для проживания в столице, куда тот вскоре и отправился. В Петербурге С-в попал в школу живописи и, пройдя ее трехгодичный курс в несколько месяцев, был принят в Академию Художеств. В 1875 г. он ее окончил с золотой медалью. Сразу после этого ему дали возможность работать при росписи стен новопостроенного в Москве храма Христа Спасителя, взорванного большевиками. С этого времени начинается и вдохновенная разработка давно задуманного и выношенного замысла, воплотившегося потом в картине «Утро стрелецкой казни». В 1878 г. С. женился на француженке, родившейся в России. А так как по тем временам гениальность не всегда приносила жизненные блага, молодым иногда приходилось перебиваться, кое-как справляясь с нуждой. «в восемьдесят первом году летом, - рассказывал художник, - поехал я жить в деревню под Москвой, в Перерву. Жили в избушке нищенской. Жена с детьми. В избушке темно и тесно. И выйти нельзя - все лето дождь». Зато здесь, в обстановке какой-то ссылки, осенила его идея картины «Меньшиков в Березове». В дальнейшие годы его кисти принадлежали не менее гениально задуманные и выполненные полотна: «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Взятие снежного городка», множество этюдов на тему «Красноярский бунт», которую ему не удалось выполнить так же, как начатую и незаконченную картину «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». В 1889 г. С. стал вдовцом. Художественные критики и биографы С-ва находят истоки его творческих идей в жизнеописании «красноярского Казака Василия Сурикова», а в темах выполненных им полотен примечают отсветы его казачьего происхождения, его казачьего воспитания. Так или иначе, С-ва влекут к себе те темы, где дух торжествует над материей. Внимание художника сосредоточено на людях могучей воли, людях отважных, непокорных, глубоко верящих в свою правоту, которым не страшны ни пытки, ни смерть. Эти свойства он обнаруживает и в казачьих героях, и поэтому изображает их. Не раз писал Казаков и с натуры. «Помните, - рассказывал он, - у меня там стрелец с черной бородой, «как агнец жребию покорный», -это Степан Федорович Торгошин, брат моей матери, а бабы, это, знаете ли, у меня в родне были такие старушки-сарафанницы, хоть и Казачки». «В типе боярыни Морозовой, тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгошиным. Она к старой вере стала «склоняться» (Максимилиан Волошин). Фельдмаршала Суворова писал он с одного старого казачьего офицера. Летом 1893 г. он посетил Дон в поисках натур для «Ермака». Зарисовывая там в альбомы лица, пейзажи, бытовые предметы, С. одновременно изучал казачью историческую литературу. Он был горд, что Донцы признавали его своим человеком, подхваливали: «Иш, говорят, еще не служил, а ездит хорошо». Он показывал им свои зарисовки и был чрезвычайно доволен, что Казаки признавали в них свой тип. «Мы, Сибирские Казаки, - писал он брату, - происходим от Донских Казаков, потом Уральские и Гребенские... Душа так и радуется, что мы с тобой такого роду хорошего, казачьего роду». Но этот казакоман в искусстве вознесся до мировой величины. Он сумел не только постигнуть сущность некоторых исторических эпох, но и воскресил их мощью своего гения при помощи линий и красок, вернул к жизни и опального вельможу, и старух из московской толпы, и рядовых бойцов из отряда Ермака Тимофеевича, и всех тех, кто живыми глазами смотрит с его полотен. В немых, казалось бы неподвижных фигурах его картин чувствуется вечная динамика, дыхание давно прошедшей жизни. Не напрасно он приобрел мировую известность и звание академика. С. умер в Москве 8 марта 1916 г.
Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор - издатель А.И.Скрылов. 1966-1970.