ТОРГОВЫЙ ДОМ ПАРАМОНОВЫХ это:

ТОРГОВЫЙ ДОМ ПАРАМОНОВЫХ
- торгово-промышленная фирма на Дону. Ее основателем был Казак Трофим Иванович Парамонов, который вел у себя в ст. Нижне-Чирской торговлю мануфактурой. Его сын Елпидифор после смерти отца принужден был оставить школу и помогать в торговле старшему брату Ивану. Его образование, таким образом, не пошло дальше второго отделения церковно-приходского училища. До 1865 г. братья вели дело сообща, а потом младший женился и начал торговлю зерном. В то время Дон был единственным удобным путем сообщения. Грузы и пассажиров по этому пути перевозили суда Волго-Донского Пароходного общества. Транспорт купленного фирмой зерна обходился довольно дорого. Для того чтобы его удешевить, Е. Т. Парамонов в 1884 г., при некоторой помощи итальянского купца-миллионера Вальяно, приобрел за границей пароход, а на местных верфях в Калаче заказал шесть деревянных барж. Все это обошлось в 150 тысяч рублей, но собственные суда обеспечили более дешевую перевозку зерна. В последующие годы были построены жел. дорожные линии Ростов - Поворино и Царицын - Тихорецкая. В связи с этим Волго-Донское Пароходное общество потеряло многие доходы. Предприятие едва окупало расходы по содержанию инвентаря и служащих и постепенно ликвидировалось. В 1908 г. Т.Д. Елпидифор Парамонов и сыновья приобрел от этого общества все донские суда. Дела старшего из братьев Ивана Трофимовича Парамонова шли тоже успешно, но он не обладал такой живой инициативой и потому всегда несколько отставал с развитием своих предприятий. Он тоже приобрел пароходы, но позднее на 5 лет. Не ограничиваясь скупкой зерна и перевозками, Т. Д. Е. Парамонов откупил в 1891 г. от прежнего владельца Посохова паровую мельницу в Ростове. Она стояла в удобном для погрузок месте и после переоборудования начала перемалывать до ста тонн зерна в сутки. Через пять лет она сгорела. На том же месте была построена новая с суточным помолом в 130 тонн, Мука расходилась по суше и по морю в Москву, Петербург, Ригу, в Поти и Батум, а частично и в Среднюю Азию. В 1905 г. фирма приобрела угольные шахты около г. Александровск-Грушевский. Первые годы они давали по три миллиона пудов угля, но, улучшенные оборудованием из Германии, с каждым годом стали давать все больше, и скоро грушевский антрацит с рудников Парамонова начал расходиться по всей России. Только одна шахта «Елпидифор», законченная постройкой в 1913 году, давала 40 миллионов пудов в год. На глубине в 500 метров в ней оказался пласт угля толщиной свыше метра. По оборудованию эта шахта (теперь «Артем») считалась лучшей в России. В 1915 г. фирма заарендовала станичные земли под рудник «Нецветай». Местные Казаки знали о богатстве антрацитного пласта в этой местности и их слова подтвердились разведкой штейгеров, но по общему Положению станицы не могли отдавать участки своих юртовых земель в аренду на сроки больше 30 лет. За этот срок можно было бы разработать многие залежи угля, но фирма имела намерение принять участие в реализации проекта другого донского предпринимателя - капиталиста А.А. Лобова по постройке мощной электростанции на местных ресурсах горючего. Она должна была снабжать электроэнергией весь Дон и Приазовье, а за 30 лет капиталовложение не окупалось. Т.Д. Парамоновых обратился в Главное Управление Казачьих Войск с просьбой продлить срок аренды до 90 лет. Просьба была отклонена. Несмотря на это, проект электростанции продолжали разрабатывать. Ввиду того, что началась Первая мировая война, эксплуатация нового рудника «Нецветай» не могла производиться в полном объеме. Не хватало немецкого оборудования, нельзя было приобрести рельс, необходимых для постройки ж. д. ветки. Поэтому добыча угля в этом руднике не превышала миллионов пудов в год. Уголь шел на Урал, но постоянно возникали транспортные трудности. Для того чтобы их преодолеть, в 1916 г. фирма приобрела больше половины акций Юго-Восточной жел. дороги и часть акций Рязано-Уральской ж. д. Таким образом, представилась возможность организовать непрерывный поток угля для уральской промышленности. После смерти основателя фирмы его сыновья к началу революции 1917 г. имели во владении: три морских парохода, 23 - речных и 105 буксирных барж; ростовская мельница вырабатывала около 600 тонн суточного помола и считалась второй по мощности в России (первой была мельница Бугрова в Н. Новгороде); рудники выпускали десятки тысяч вагонов антрацита, который шел на нужды уральской промышленности и огревал жителей Дона и Сев. Карказа. Основной капитал Т. Д. Парамоновых доходил до 20 миллионов рублей. Это огромное дело возникло и широко развилось только благодаря деловому гению малограмотного Казака Елпидифора Трофимовича Парамонова и его двух образованных сыновей Николая и Петра. Во время борьбы с большевиками за Дон деятельность Т.Д. Парамоновых протекала в границах Всевеликого Войска Донского с таким же широким размахом, как и раньше. Осенью 1918 г. фирма приняла участие в основании Донского Угольного Синдиката и в учреждении Юго-Восточного Промышленного банка. В марте 1919 г. получена концессия на постройку свеклосахарных заводов, под которые в Сальских степях отводилось 35 тыс. десятин. После смерти отца дела фирмы вели его сыновья. Николай Елпидифорович ведал новыми проектами, рудниками и жел. дорогой, в то время как на обязанности Петра Елпидифоровича было управление зерновыми ссыпками, мельницей, пароходством и банком. Все это сложное и доходное предприятие прекратило существование с гибелью Всевеликого Войска Донского в начале 1920 г.

Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. . 1966-1970.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»