- ЧАЙКОВСКИЙ Пётр
- Ильич — род. 7 мая 1840 г. в г. Воткинск по месту службы своего отца; всемирно известный и повсюду высоко ценимый композитор. С. В. Болдырев утверждал, что Ч. вел свой род от Запорожских Казаков; музыкальный критик и биограф Ч-ского пишет о том же: "Предок его, от которого Чайковские вели свою родословную — был казачий атаман "Чайка" (Новое Русское Слово, 26 апреля 1960 1 года, Нью Йорк). А. А. Чайковский, племянник композитора и сын его брата нижегородского губернатора Анатолия Ильича, тоже говорил, что один из его предков, хорунжий Ч., в 1709 г. сражался под Полтавой в казачьих рядах. Подобное свидетельство можно встретить и в украинской литературе, где в его роду вспоминается казачий полковник. Мать же композитора была француженкой. От этого казачье-французского альянса пришел на свет музыкальный гений. Ч. с детства отличался повышенной впечатлительностью, он глубоко и почти болезненно воспринимал стихию звуком. Однажды в детстве, прослушав вечером оперные мелодии, воспроизведенные старинным оркестрионом, он после никак не мог заснуть и с плачем жаловался: "музыка не уходит из моей головы, не дает мне спать!". Его учили игре на пианино, по обычаю того времени, не придавая, однако, большого значения этим занятиям. Двенадцати лет его отдали учиться в Петербургское Училище Правоведения, а окончивши его Ч. три года служил чиновником Министерства Юстиции. Он интересовался музыкой, посещал оперу, но только на двадцать первом голу почувствовал в себе творческие силы; появились его первые сочинения. В 1862 г. он оставил службу и поступил в Петербургскую Консерваторию. Произведения, созданные им в годы его пребывания в этой школе, заслужили восторженную оценку друзей музыкантов. Курс наук он окончил с серебряной медалью в 1866 году и тотчас же был приглашен в Московскую Консерваторию преподавать теорию гармонии. Уже от этого времени начался его непрерывный подъем в свободном творчестве по пути к мировой славе. В 1877 году Ч. женился на Антонине Милюковой, девушке неуравновешенной и склонной к истерии. Брак оказался неудачным. В течение нескольких недель он безуспешно пытался привыкнуть к сожительству с нею, убедился в невозможности этого, очень огорчался и страдал, пробовал даже окончить жизнь самоубийством и в конце концов ее оставил, чтобы никогда в жизни больше с нею не встречаться. Она умерла в доме умалишенных. Биограф композитора говорит, что причиной этой семейной трагедии послужили какие-то сексуальные извращения в его психике, но сущность их доказать трудно. Эта сторона жизни скрыта от посторонних глаз. Тринадцать лет после этого, крупную роль в жизни Ч-кого играла одна из самых богатых женщин в России, Надежда Филаретовна фон Мекк. Она никогда в жизни с ним не встречалась и знала его только по музыкальным произведениям и по переписке с ним. Но сумев оценить его необычайную творческую силу, она стала его меценатом-опекуном, стала его далеким, но искренним и бескорыстным, другом, постоянно со стороны следила за его жизнью и во время приходила с моральной и материальной помощью. Она дала ему возможность не заботиться р хлебе насущном и посвятить все свои силы созданию необычайных музыкальных произведений. Но, вдруг, в 1890 г. она сразу, по невыясненным причинам прервала переписку с ним. Этот разрыв Ч. принял с большой моральной болью, а материально он в это время был уже достаточно обеспечен, так как император Александр III, наградил его орденом св. Владимира в 1888 г., распорядился выплатой ему постоянной правительственной пенсии. Ч. продолжал творить и пожинал заслуженную славу. В 1891-ом году его с овациями встречал Нью Йорк. В самый расцвет своего гения и славы умер, как и его мать, от холеры 6 ноября 1898 года в Петербурге. Ч. проявил свое необычайное дарование во всех видах музыкального творчества. Он создал свой особенный стиль, отличающийся от всякого- другого, и потому музыка его произведений легко узнается слушателями. Кроме множества лирических произведений, романсов, серенад, квартетов, трио, он создал несколько сюит, концертов, музыкальных картинок, шесть симфоний, музыку балетов: "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик" и оперы: "Ночь под Рождество", "Мазепа", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Орлеанская дева", "Чародейка", "Иоланта", "Воевода", "Опричник", Композитор нашего времени Д. Шостакович пишет о его творчестве: "Музыка Чайковского не только краеугольный камень русской музыкальной культуры и мировой музыки... Она в то же время творческая и техническая энциклопедия, к которой каждый русский композитор обращается за справками во время своей работы".
Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор - издатель А.И.Скрылов. 1966-1970.